Русский  |  English

Разработки

Меры, которые целесообразно осуществить для развития АПК и России в целом. Эти меры предложены федеральным органам власти для разработки (их методическое обеспечение и/или экспериментальную проверку может осуществить отдел «Управление АПК и сельскими территориями» ВНИЭТУСХ при содействии соответствующих органов власти).

  1. Развитие местного самоуправления в России. С этой целью рекомендуется разработка и реализация проекта с целью апробации в конкретном регионе предложенной модели местного самоуправления.
  2. Формирование благоприятных условий хозяйствования для сельскохозяйственных товаропроизводителей (перечень условий определен). Совершенствование с этой целью системы управления АПК.
  3. Разработка «Продовольственной карты России». Позволит оценить продовольственный потенциал страны, отдельных её территорий, перейти на рациональное природопользование.
  4. Создание условий для реализации продукции (постепенное снижение объемов импорта продовольствия; закупка государством у с/х товаропроизводителей не менее 50 % зерна; демонополизация продовольственных рынков, в том числе в Москве, путем передачи их регионам и районам).
  5. Создание государственных образцовых сельхозорганизаций (агротехнополисов) с целью отработки и распространения лучших в мире технологий производства.
  6. Создание государственных федеральных холдингов по семеноводству и племенному делу.
  7. Создание федеральных и региональных клубов лучших работников сельского хозяйства.
  8. Разработка моделей с/х организаций (включая такие характеристики, как специализация, размеры, система управления, численность персонала, техника, технология и др.).
  9. Разработка нормативов численности и состава управленческого персонала сельхозорганизаций.
  10. Стимулирование развития социально ориентированной модели интеграции в АПК (когда предприятие-интегратор на основе комплексных договоров контрактации работает с КФХ, ЛПХ и небольшими сельхозорганизациями).
  11. Стимулирование развития кооперации сельхозтоваропроизводителей на основе создания их ассоциаций и союзов.
  12. Привлечение к руководству отстающих сельскохозяйственных организаций опытных специалистов путем передачи им части акций предприятий.

Теория управляемости (новая трактовка)

Согласно принятой трактовке теории управляемости, среднестатистический руководитель предприятия или его подразделения не в состоянии продуктивно непосредственно направлять деятельность более 8—12 человек. Превышение данной нормы снижает эффективность предприятия, а в целом — всей отрасли. Данное положение отражает суть теории управляемости. На наш взгляд, это лишь один из элементов теории управляемости.

Нами предложена иная трактовка данной теории, суть которой в следующем. Потенциал руководителя — главный внутренний резерв развития предприятия. Чем больше людей, способных руководить предприятием, наделено правом самостоятельного хозяйствования, тем в большей степени реализуются резервы экономики.

Снижение эффективности экономики, наблюдаемое при увеличении среднего размера предприятий отрасли, связано с двумя причинами: ростом числа людей, способных возглавить предприятие, но работающих, получая чужие указания (так как число предприятий с ростом их размеров снижается); снижением управляемости предприятий (количество людей, способных управлять крупными предприятиями, немного).

С ростом количества самостоятельно хозяйствующих людей с качествами руководителя, растет сумма задействованной ответственности и масса работающего интереса, а, значит, и реализованного управленческого потенциала. Это повышает эффективность, как отдельного предприятия, так и всей отрасли.

Кроме того, мы пришли к выводу, что управляемость и эффективность предприятия зависят от числа его ступеней управления. Наиболее управляемыми и эффективными являются 2-х ступенчатые предприятия.

Высказано также предположение о том, что конкуренция в экономике является результатом накопления определенной (критической) массы реализуемой части управленческого потенциала.

Принципы формирования систем управления

Выявлены главные факторы, препятствующие развитию АПК России (отсутствие приемлемых условий хозяйствования; отсутствие в стране института местного самоуправления). Сформулированы принципы формирования систем управления. В частности, установлено, что экономика АПК может развиваться лишь в том случае, если условия хозяйствования (правила игры), формируемые государством, рассчитаны на выживание предприятий, возглавляемых руководителями средних способностей.

Методика формирования систем управления

Установлено, что существующая методика формирования систем управления в АПК, базирующаяся преимущественно на отраслевом подходе, неэффективна в рыночных условиях. Предложена новая методика, получившая название проблемно-функциональный подход проектирования систем управления. Суть подхода — ориентация органов управления на решение главных проблем отрасли, территории, предприятия. Отдельные ученые и практики разных регионов (Орловской, Нижегородской и других областей) уже применяют данную методику в своих исследованиях.

Модель вертикали государственного управления АПК РФ

Используя предложенную ранее «методику формирования систем управления», на основе оптимизации функций государственного управления АПК предложена рыночно ориентированная модель структуры органов государственного управления АПК РФ, которая включает федеральный, региональный и районный уровни. Модель состоит из 8-ми сквозных проблемно-функциональных блоков.

Модель местного самоуправления (МСУ) для РФ

Сформулированы организационные и экономические меры, направленные на создание в России эффективной системы МСУ. В частности, модель предполагает формирование межуровневых (межбюджетных) отношений на принципах территориального хозрасчета (экономических методов управления). Рекомендации по совершенствованию местного самоуправления в России (включающие указанную модель) признаны лучшей экономической разработкой в России за 2004 год.

Рекомендации по формированию межбюджетных отношений

Сделан вывод, что без децентрализации межбюджетных отношений развитие России невозможно. Для решения данной проблемы предложено формирование межбюджетных отношений на принципах территориального хозрасчета. К примеру, доказана целесообразность распределения всей налоговой массы, формируемой на территории сельского поселения, между ним, районом, регионом и федеральным центром в пропорции 60, 20, 10 и 10 %. На территории сельских поселений производится лишь 1,6 % доходов консолидированного бюджета РФ, поэтому принятие данной схемы существенно не отразится на расходной части бюджета. Реализация данной схемы потребует увеличить затраты на сельские поселения в размере 1 % от расходной части указанного бюджета. Учитывая, что рекомендуемая мера позволит существенно улучшить социально-экономическую ситуацию на селе (а это — 27 % населения и 2/3 территории России), то данные затраты оправданны.

Рекомендации по совершенствованию налоговой системы

Доказана целесообразность замены трех налогов (НДС, налога на прибыль организаций и налога на совокупный доход, включая единый сельхозналог) на налог с продаж. Данная мера придаст экономике такие качества, как либеральность, прозрачность, создаст благоприятные условия для развития предприятий. Рекомендуется также в сельском хозяйстве облагать налогом лишь 3 объекта: результаты деятельности, землю и труд. В этом случае сельскохозяйственные организации будут выплачивать 3 налога: налог с продаж, налог на землю, подоходный налог.

Методика оценки и подбора кадров

Установлено наличие первичных качеств, которые как первокирпичики формируют каждого работника (все остальные качества — синонимы или результат синтеза данных качеств). Эти качества названы базовыми, на их основе разработаны модели руководителя, специалиста и других работников. Предложен механизм оценки соответствия работников данным моделям. Методика прошла успешную апробацию в Московской, Тульской, Свердловской и других областях. На конкурсе, проведенном МСХ РСФСР в 1989 году (с привлечением всех российских и переведенных на русский язык зарубежных разработок), методика признана лучшей и передана для применения во все регионы России.

Методика оценки и профориентации учащихся, студентов

Методика разработана на базе упомянутых выше базовых качеств работника по аналогии с методикой оценки и подбора кадров. Способствуют выбору характера деятельности, в которой человек максимально проявит свои способности. Методика апробирована в ряде школ Рязанской области, а также в некоторых военных училищах (так как показывает наличие лидерских качеств), получила высокую оценку со стороны преподавателей и других участников оценки.

Рекомендации по обоснованию оптимального размера сельхозпредприятия

Принятый подход к определению оптимального размера предприятия, как правило, сводится к выявлению размера обрабатываемой площади. Показана необоснованность данного подхода. Установлено, что факторами оптимизации должны стать численность коллектива и ступеней управления предприятия. Определено, что с учетом нормы управляемости оптимальными являются сельхозпредприятия с 2-мя ступенями управления и численностью коллектива до 90—100 человек. Целесообразность увеличения количества данных предприятий объясняется тем, что в этом случае структура отрасли в большей мере соответствует социально-психологической структуре кадров.

Методика финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций

Представляет собой систему мер по выводу из кризиса и повышению эффективности деятельности сельхозорганизаций, используя малозатратные методы. Основное внимание уделяется совершенствованию системы управления предприятия. Апробация методики в предприятиях Московской, Самарской, Орловской и других областей показала её высокую эффективность.

Методика формирования внутрихозяйственных отношений в сельхозпредприятиях (включая межуровневые отношения в крупных агрофирмах), в том числе системы стимулирования

Обоснована целесообразность внедрения в предприятиях экономических методов управления, основанных на распределении между уровнями управления и подразделениями выручки от реализации продукции. Данный подход упрощает систему отношений, не требует корректировки бизнес-планов предприятия и его подразделений в течение года (из-за постоянного роста цен на закупаемые ресурсы), имеет иные преимущества.