Управление внешними связями сельхозпредприятий

Адуков Р. Х., доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом ГНУ ВНИЭТУСХ

Статья опубликована в журнале «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий», 2000 год

Совершенствование внешних связей сельхозпредприятий относится к числу основных направлений повышения эффективности сельской экономики. Как известно, ключевыми функциями внешней деятельности хозяйств являются материально-техническое обеспечение и реализация продукции.

Исследования, проведенные нами в 1999 году в Тамбовской области, позволили выявить основные тенденции и перспективы развития в снабженческо-сбытовой деятельности сельхозпредприятий. В результате было установлено наличие внутренних резервов в данном направлении, реализация которых обеспечит существенное улучшение состояния экономики АПК.

О ситуации со снабжением техникой сельхозформирований области свидетельствуют данные таблицы 1.

Таблица 1. Основные виды техники,
закупленной хозяйствами Тамбовской области в 1998 г.

Виды техники Закуплено, ед.
всего из них новых в расчете на 1 хозяйство*
Тракторы 150 82 0,3 (0,17)
Комбайны зерноуборочные 15 8 0,03 (0,017)
Комбайны кормоуборочные 1 0,002 (0)
Комбайны свеклоуборочные 2 0,004 (0)

* В скобках: закуплено новой техники в расчете на одно хозяйство.

Как следует из приведенных цифр, в 1998 году 1 новый трактор закуплен в среднем примерно на 6 хозяйств, а новый зерноуборочный комбайн — на 60 хозяйств.

Для сравнения: к началу нынешних реформ хозяйства области ежегодно приобретали порядка 2000—2500 тракторов (в т.ч. из серии «Кировец», ныне им практически недоступных) и 800—1000 зерноуборочных комбайнов. В расчете на одно хозяйство это составляло 5 тракторов и 2 комбайна. При нынешнем уровне поставок для получения прежнего годового количества новых тракторов области понадобится 30 лет, а комбайнов — более 100 лет.

Снижение технической оснащенности хозяйств является следствием не только ухудшения состояния их экономики, но и чрезмерной дороговизны техники. В этом нетрудно убедиться, рассмотрев данные таблицы 2.

Таблица 2. Цены на основные виды техники, закупаемой хозяйствами

Наименование техники Цена, тыс. руб. Зерновой эквивалент, т Эквивалент по посевной площади, га
Трактор «Кировец» 1 200 600 500
Трактор ДТ-75 278 139 116
Трактор ЛТЗ-155 420 210 175
Трактор МТЗ-82 230 115 96
Зерноуборочный комбайн «Нива» 600 300 250
Зерноуборочный комбайн «Дон-1500» 1 200 600 500
Зерноуборочный комбайн «Джон-Дир» 12 000 6000 5000
Зерноуборочный комбайн «Дон-2600» 2 200 1100 917

Большие надежды в области возлагались на широко разрекламированные и дорогостоящие зерноуборочные комбайны «Джон-Дир» (цена около 12 млн. руб.). В 1999 году их количество в области составило 12 единиц. Однако эти ожидания не оправдались. Оказалось, что данный комбайн эффективен лишь при определенных условиях: больших площадях, высокой урожайности, низкой засоренности посевов, сухой погоде. Одновременное обеспечение первых трех условий при нынешней кризисной ситуации практически невозможно. Из этого следует, что в ближайшей перспективе у руководителей сельхозпредприятий области данные комбайны не будут пользоваться спросом, даже при условии поставки их по лизингу.

В настоящее время особо критическая ситуация в Тамбовской области складывается с парком тракторов и зерноуборочных комбайнов. В частности, в конце 1999 года во всех хозяйствах области было 12375 тракторов, из них в исправном состоянии всего 8677 (70 %). За один последний год, т.е. с 1998 по 1999 гг. количество тракторной техники сократилось на 632 единицы (5 %). На 1 исправный трактор приходится 236 га сельхозугодий.

Нами проводился анализ снабженческо-сбытовой деятельности на различных уровнях управления АПК. Его цель — выявление возможностей влияния на указанные процессы со стороны хозяйств. Для этого, в т.ч. отслеживалось движение акций снабженческих, сервисных и перерабатывающих предприятий, как инструмента управления в акционерных обществах.

В результате было установлено, что в выполнении снабженческих и сервисных функций, а также во взаимоотношениях между хозяйствами и перерабатывающими предприятиями наблюдаются следующие тенденции:

  • произошло разделение функций по материально-техническому снабжению и сервисному обслуживанию предприятий АПК;
  • размываются партнерские связи между областными и районными снабженческими и сервисными структурами, тем самым разрушается оправдавшая себя в России и в других странах их вертикальная кооперация;
  • разрушается материальная база, ухудшается состояние экономики снабженческих, агросервисных и перерабатывающих предприятий, контрольный пакет акций которых принадлежит государству;
  • зарождаются новые (легальные и полулегальные), устойчиво работающие снабженческие и сервисные структуры со 100 % частным капиталом;
  • контрольный пакет акций снабженческих, агросервисных, и перерабатывающих предприятий, не гарантировавший хозяйствам возможность оказать на них влияние, перестал восприниматься руководителями хозяйств как инструмент влияния на перечисленных партнеров по АПК с целью формирования взаимовыгодных отношений;
  • эффективно работающие снабженческие и перерабатывающие предприятия, или их руководители, скупили основную часть своих акций у сельхозпредприятий (по примерным данным, в 80—90 % случаях хозяйства «потеряли» контрольные пакеты акций этих предприятий).

Таким образом, основная масса снабженческих и перерабатывающих предприятий не только фактически, но и юридически перестала быть подконтрольной сельхозпредприятиям.

Находясь в более благоприятных условиях, чем сельхозпредприятия, части снабженческих и перерабатывающих предприятий удалось укрепить свою экономику. Это способствует тому, что они становятся центром возникновения новых интеграционных связей в АПК. Анализ показывает, что в перспективе данная тенденция приведет к формированию системы управления и кооперации, построенной сверху вниз (по аналогии с акционерными формированиями, получившими распространение в США). В частности, в Тамбовской области велика вероятность того, что наиболее мощная и успешно работающая частная снабженческая структура «Тамбовагропромкомплект» скупит контрольные пакеты акций большинства районных снабженческих и сервисных предприятий бывшей системы «Сельхозтехника».

Сценарий второго этапа развития указанного варианта управления и кооперации, предполагается, будет следующим:

  1. Конкуренция, возникшая между перерабатывающими предприятиями за сырье, подтолкнет некоторые из них ни приобретение контрольных пакетов акций сельхозпредприятий.
  2. Указанные перерабатывающие предприятия в последующем превратятся в основных инвесторов «своих сельхозпредприятий», определяя их специализацию и особенности хозяйственной деятельности с целью развития соответствующих отраслей.
  3. В хозяйственных формированиях, в которых центральная роль будет принадлежать перерабатывающим предприятиям, получат развитие административные методы управления.

Вместе с тем, результаты исследования свидетельствуют, что в ряде районов области, с учетом соотношения потенциала сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, российских традиций и ряда других факторов, зарождается система управления и кооперации, построенная снизу вверх (по аналогии с той, что распространена в ряде стран Европы). Суть её заключается в том, что деятельность перерабатывающего предприятия, являющегося потребительским кооперативом, направляется учредившими его сельхозтоваропроизводителями. При данном варианте решения, принимаемые акционерами (пайщиками) носит коллегиальный (демократичный) характер.

Итак, в АПК Тамбовской области идет процесс становления двух вариантов интегрированных систем: построенной сверху вниз и наоборот. Во втором случае, для ускорения процесса формирования системы управления и кооперации, необходима продажа хозяйствам акций слабых снабженческих и перерабатывающих предприятий в рассрочку (с последующим преобразованием акций в паи). Организационную роль в этом должны взять на себя районные управления сельского хозяйства и продовольствия.

В настоящее время в Тамбовской области сформировались 3 канала реализации сельхозпродукции: колхозный рынок, перерабатывающие предприятия и продовольственная корпорация.

Наиболее неорганизованным из них является колхозный рынок. Опросы руководителей и специалистов сельхозформирований свидетельствуют, что до 80 % продукции, реализуемой хозяйствами на колхозном рынке, покупается для перепродажи. Большое количество перекупщиков снижает конкурентоспособность российского АПК, криминализуют его.

Основной объем закупок продукции сельхозпредприятий по каналу «колхозный рынок» приходится на небольшие частные организации и физические лица, работающих, как правило, полулегально. По большинству сельхозпредприятий области число таких покупателей в год доходит до двадцати и более. Причем, разница в ценах на колхозном рынке на одну и туже продукцию, в частности, на зерно и подсолнечник, колеблется в 2 и более раза.

По Тамбовскому району области доля указанных каналов реализации в 1998 году составила: колхозный рынок — 32,5 %, перерабатывающие предприятия — 65,0 %, продовольственная корпорация — 2,5 %. По предварительным данным аналогичная картина наблюдается и в целом по области.

Таким образом, под влиянием ряда объективных и субъективных причин значительная часть рынка сельхозпродукции в Тамбовской области складывается стихийно. Судя по публикациям, подобная ситуация имеет место в большинстве регионов России.

Анализ свидетельствует, что только за счет усиления контроля над каналом реализации «колхозный рынок», или увеличения за счет него доли организованного рынка, можно обеспечить безубыточность растениеводческой отрасли в Тамбовской области. По мнению специалистов ряда райсельхозуправлений и управления сельского хозяйства и продовольствия области, указанная мера позволит увеличить выручку от реализации продукции растениеводства не менее, чем на 15—17 %. По данным сводного отчета сельхозпредприятий области в 1998 году превышение полной себестоимости растениеводческой продукции над выручкой от её реализации составила 17,5 %.

Перечисленные факты, мощный потенциал продовольственной корпорации, имеющей в каждом районе имеет своего представителя и базу для хранения продукции, и необходимость формирования организованной (планируемой) системы сбыта продукции сельхозпредприятий свидетельствуют о целесообразности изменения соотношения указанных сегментов рынка. Анализ показывает, что данную трансформацию целесообразно осуществлять в сторону повышения доли продовольственной корпорации. По нашим расчетам она должна возрасти до 20—25 % за счет колхозного рынка.

Повышение роли продовольственной корпорации приведет к усилению позиций государства на продовольственном рынке (что крайне необходимо особенно в переходный период) и росту конкурентоспособности российского АПК за счет уменьшения количества посредников, т.е. доли нелегального и полулегального рынка.

Представляется, что следовало бы использовать еще одно направление более полного использования потенциала продовольственной корпорации, направленное на совершенствование рынка сельхозпродукции и продовольствия. Суть его заключается во введении системы квотирования продукции. Тем более, что данная система оправдала себя и применяется во многих развитых странах. Роль закупщика, в данном случае, можно было бы поручить продовольственной корпорации.

Важным резервом развития системы реализации продукции сельхозпредприятий и АПК Тамбовской области в целом является совершенствование отношений между хозяйствами и перерабатывающими предприятиями. Реализация данной меры, как показывает анализ, позволит увеличить выручку сельхозпредприятий, получаемую от переработчиков, примерно на 20 %.

Разумеется, полная ликвидация канала реализации «колхозный рынок» невозможна и нецелесообразна. Вместе с тем, учитывая, что существующие частные рынки монополизированы теневыми структурами, представляется необходимым создание государственной биржи сельхозпродукции и продовольствия, а также системы постоянно действующих ярмарок с предоставлением права торговли только для сельхозтоваропроизводителей.

Таким образом, исследования показали, что предусмотренное реформой закрепление за сельхозтоваропроизводителями ведущей роли в системе АПК реализовать не удалось. Возможно, сама идеология преобладания производственных функций над обслуживающими, продолжительное время воспринимавшаяся в российской аграрной экономической науке и практике, как наиболее объективная, требует пересмотра. Обстоятельства, складывающиеся в российском АПК, указывают на необходимость дифференцированного подхода к формированию системы управления и кооперации в области материально-технического обеспечения и реализации продукции сельхозпредприятий.

В целом же, результаты исследования свидетельствуют о наличии значимых резервов развития рынка в системе АПК. Имеются достаточные основания полагать, что их реализация будет способствовать существенному укреплению сельской экономики.