Учиться, право, не грешно…

Адуков Р. Х., доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом ГНУ ВНИЭТУСХ

Статья опубликована 13 марта 1996 года в «Приокской газете»

В колхозах имени Ленина и «Красный флот», реорганизуемых по программе приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственного производства, прошли учебно-консультационные семинары лидеров создающихся новых предприятий. О цели таких семинаров рассказывает кандидат экономических паук, сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института экономики, груда и управления в сельском хозяйстве Р. X. Адуков:

— Главная цель подобных семинаров — выбор наиболее рациональной схемы реорганизации сельскохозяйственного предприятия, которая позволит вновь созданным хозяйствам, максимально используя свои потенциальные возможности, в предельно короткое время совершить экономический подъем. Кроме того, целью является также предостережение новых лидеров от тех ошибок, которые были допущены при реорганизации других предприятий.

Опыт показывает, что эффективность реорганизации во многом зависит от того, насколько правильно осуществлен раздел предприятия. Подтверждением сказанному служит следующий пример. В одном из реорганизованных хозяйств Рязанской области коллектив на аукционе выкупил лишь скот с фермой, другой — лишь технику. В результате в проигрыше оказались оба: первый остался без техники, второй — хоть и имел технику, но находился в затруднительном положении из-за того, что нечего было продавать, чтобы постоянно подпитывать хозяйство финансами.

Типичной является и другая ошибка. Как известно, немалая часть техники в хозяйствах неисправна. Но из двух неисправных единиц однотипной техники можно собрать одну действующую. При распределении техники данное обстоятельство учитывается не всегда. Так, один хозяин может взять на аукционе два неисправных трактора — МТЗ и ДТ-75. И у него не будет возможности из этих двух неработающих тракторов собрать один работающий. В подобных случаях целесообразнее одному хозяину взять либо два МТЗ, либо два ДТ-75. Такой подход облегчает задачу восстановления техники, создавая тем самым более благоприятные условия для работы.

Рациональное распределение техники — это лишь одна из проблем. Аналогичные проблемы возникают и при разделе земли, формировании коллективов, выборе организационно-правовой формы предприятия, разработке бизнес-планов и т.д.

Будущее сельского хозяйства напрямую связано с развитием перерабатывающей базы. Почти все лидеры осознают важность этой задачи. Однако отсутствие необходимой информации по перерабатывающему оборудованию затрудняет планирование деятельности новы:, предприятии. В связи с этим одну из своих задач мы видим в формировании каталога указанного оборудования и предоставление его лидерам — руководителям будущих сельскохозяйственных предприятий.

Продуманная работа позволяет осуществить рациональное распределение земель и имущества реорганизуемого предприятия до аукциона, сводя роль последнего к формальному закреплению ранее достигнутых договоренностей. В этом случае коллективы вновь созданных предприятий предрасположены к взаимовыгодному сотрудничеству, а не к постоянному выяснению отношений.

В целом рациональная реорганизация означает такое разделение, при котором создаются условия для максимального использовании имеющегося потенциала.

Таким образом, эффективность работы новых предприятий во многом зависит от качества предварительной работы с лидерами. Именно этим объясняется то внимание, которое мы уделяем встрече с лидерами — главными действующими лицами процесса реорганизации.