Социальная сфера села: состояние и пути развития

Адуков Р. Х., доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом ГНУ ВНИЭТУСХ

Качество социальной сферы села определяется состоянием аграрной экономики. Поэтому разрушительные процессы в сельском хозяйстве страны отразились на сельской социальной сфере крайне негативно. Сегодня российское село производит впечатление запущенности, бесхозности. Символично, что за долгие годы «реформ» не только ничего не сделано для развития соцсферы, но и не удалось сохранить многое из созданного ранее.

Несколько фактов, свидетельствующих о последствиях социально-экономической политики в период с 1990 по 1997 гг.: размер инвестиций в социальную сферу села сократился в 10.4 раза; на селе возникла безработица, в т.ч. скрытая, которой охвачено около 50 % трудоспособного населения (по данным Госкомстата РФ в 1997 г. она составила всего 3.7 %); не менее 40-70 % выпускников сельских школ не могут трудоустроиться в регионах проживания; среднедушевые доходы селян снизились более 10 раз.

В результате, разрушается материальная база социальной сферы, растет преступность, происходит потеря квалификации и деградация населения.

Типичный пример, характеризующий разрушительные процессы в социальной сфере: в с. Спасское Милославского района Рязанской области еще недавно имелись современный детский сад и лучшая в районе баня. Теперь их нет — они разобраны на стройматериалы. Аналогичная картина складывается почти повсеместно, т.к. люди не обеспечены работой, зарплатой.

Есть ли выход из создавшегося положения? Представляется, что есть. Исследования ВНИЭТУСХ показывают, что для решения проблем соцсферы необходимо принять меры, охватывающие 2 направления: развитие сельской экономики; развитие местного самоуправления. Ниже вкратце изложены наиболее значимые из них.

Уровень сельской экономики определяется качеством её системы управления, состоящей из двух частей: государственного управления, цель которого — создание условий для развития отрасли; хозяйственного управления, обеспечивающего деятельность предприятий АПК (настолько, насколько это позволяют условия хозяйствования). В силу своей вторичности хозяйственное управление целиком зависит от государственного.

В рыночных условиях государство должно использовать экономические методы регулирования. Учитывая особенности сельского хозяйства, соблюдение межотраслевых пропорций сопряжено с необходимостью субсидирования сельских товаропроизводителей. Однако, из-за бюджетных проблем, государство не способно должным образом выполнять свои функции по управлению отраслью. В связи с этим необходимо принимать такие меры, от которых хозяйства выиграют не нанося ущерб госбюджету. Наиболее значимой из таковых является введение единого земельного налога в размере 30-70 руб. на 1 га с/х угодий. Это обеспечит налоговые поступления от сельхозпредприятий порядка 9-10 млрд. рублей в год (что соответствует их нынешнему уровню), существенно улучшит условия хозяйствования.

Другой важнейшей предпосылкой развития сельской экономики является уничтожение практики поборов селян. Пока же государство не обеспечивает защиту собственности и граждан от преступных элементов.

Повысить эффективность местного самоуправления можно расширив полномочия сельских администраций, децентрализовав налоговую систему.

Суть предлагаемой схемы формирования налогов заключается в следующем. Все субъекты налогообложения, находящиеся на территории сельской администрации, перечисляют налоги и связанные с ними платежи на её налоговый счет. В распоряжении местного органа власти остается примерно 50-70 % налоговых поступлений, а остальные перечисляются на следующий уровень — на налоговый счет районной администрации. Аналогичным образом поступают сначала районные, затем региональные администрации, перечисляющие налоги в федеральный бюджет.