Кадровые сертификаты для сельской экономики

Адуков Р. Х., доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом ГНУ ВНИЭТУСХ

Адукова А. Н., кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ГНУ ВНИЭТУСХ

Статья опубликована в журнале «Экономика сельского хозяйства России», 2000 год

В современном российском аграрном секторе главным дефицитом являются не финансовые ресурсы, а квалифицированные кадры. Подавляющая часть сельхозпредприятий России пока не способна эффективно функционировать в рамках существующих условий. Улучшение же условий хозяйствования в отрасли на основе совершенствования системы государственного управления, судя по всему, перспектива весьма отдаленная. Из этого следует, что обеспечение сельского хозяйства квалифицированными кадрами — первоочередное условие вывода его из кризиса, — подчеркивают доктор экономических наук, главный научный сотрудник и кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Всероссийского НИИ экономики, труда и управления в сельском хозяйстве.

По подготовке специалистов для сельского хозяйства Россия располагает широкой сетью высших и средних специальных учебных заведений. По данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, ежегодно ими выпускается порядка 100 тыс. человек. Однако на работу в село из них идут не более 15—18 %. Да и то часто из них в последующем уходит в другие отрасли. В конечном итоге, по оценкам специалистов областных управлений сельского хозяйства и продовольствия, лишь 6—8 % выпускников вузов и средних специальных учебных заведений системы АПК остаются работать в селе (это менее чем 0,3 человека в расчете на одно сельхозпредприятие страны). Разумеется, в большинстве своем не самых лучших. Село пока по-прежнему является крайне не престижным местом работы.

Таким образом, через систему образования нищее село обеспечивает кадровую подпитку более благополучных отраслей экономики.

Опросы, проведенные в ряде сельских школ Рязанской и Орловской областей, показывают, что часть способных выпускников не может получить желанное высшее образование из-за отсутствия у родителей возможности оплачивать их обучение в вузе. Результаты опроса говорят и о том, что не менее 20 % из них согласились бы постоянно или на определенный срок работать в сельском хозяйстве при условии, если оплату их обучения, включая выплату стипендии, взяло бы на себя государство.

С учетом мирового опыта может быть предложена следующая схема подготовки специалистов для аграрного сектора экономики.

Выпускники школ, обладающие знаниями для успешного обучения в вузе и готовые работать в сельском хозяйстве (при условии оплаты государством расходов на их учебу) после его окончания, получают специальный сертификат. По его предъявлению выпускник зачисляется в оговоренный в нем вуз. Таким образом, как и предполагает объявленная Министерством образования России реформа, финансирование сельскохозяйственных вузов в этом случае будет идти опосредованно, то есть через тех, кто обучается в них. Условия отбора претендентов следует разработать с учетом предложений руководителей и специалистов сельского хозяйства, представителей вузов, других заинтересованных сторон.

Между обладателем сертификата, с одной стороны, районным и областным управлениями сельского хозяйства (или иным органом власти), с другой стороны, необходимо предусмотреть заключение договора со следующим условием: если первый не соблюдает свои обязательства, то обязан возместить затраченные на его обучение средства. В договоре также целесообразно оговорить срок, в течение которого данное лицо должно проработать в сельском хозяйстве (вероятно, такой срок должен быть в пределах 5—10 лет). По истечении данного срока условия договора следует считать выполненными.

Закреплению кадров на селе способствовало бы также освобождение их от службы в армии при условии, если призывник отработает в сельском хозяйстве определенный срок. Сейчас в Правительстве Российской Федерации и Государственной Думе Российской Федерации рассматриваются различные законопроекты, касающиеся альтернативной службы. В них предусматривается освобождение от службы в армии по религиозным, пацифистским и иным мотивам. С учетом ситуации в сельской экономике было бы вполне оправданным включение в этот перечень и работу в сельском хозяйстве. В данном случае выдача сертификатов на альтернативную службу следовало бы осуществлять по итогам годичного испытательного срока работы в сельском хозяйстве. Срок альтернативной службы, то есть продолжительность обязательной работы в сельском хозяйстве, не должен превышать 3—5 лет. В противном случае альтернативная «служба на селе» может оказаться недостаточно привлекательной.

Разумеется, предлагаемые меры носят чрезвычайный характер и должны восприниматься как временная мера, направленная на преодоление кризиса в сельском хозяйстве.