Кадровые сертификаты для сельской экономики России

Адуков Р. Х., доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом ГНУ ВНИЭТУСХ

Адукова А. Н., кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ГНУ ВНИЭТУСХ

Статья опубликована в сборнике материалов международной научно-практической конференции Независимого научного общества России

Основной проблемой сельской экономики России принято считать отсутствие должного финансового обеспечения. Действительно, необходимость более значимой, чем ныне финансовой поддержки сельского хозяйства страны очевидна. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что система государственного регулирования межотраслевых пропорций путем перераспределения финансовых ресурсов через бюджеты различных уровней является важным условием обеспечения конкурентоспособности и устойчивости всей экономики. Особенно это актуально для сельского хозяйства. К примеру, анализ показывает, что без финансовой поддержки со стороны Европейского Союза, федерального и земельных бюджетов большинство сельхозпредприятий и фермерских хозяйств такой высокоразвитой страны, как ФРГ станут убыточными, т.е. не смогут выжить.

Вместе с тем, в современном российском аграрном секторе главным дефицитом являются не финансовые ресурсы, а квалифицированные кадры. Подавляющая часть сельхозпредприятий России пока не способна эффективно функционировать в рамках существующих условий. Улучшение же условий хозяйствования в отрасли на основе совершенствования системы государственного управления, судя по всему, перспектива весьма отдаленная. Из этого следует, что обеспечение сельского хозяйства квалифицированными кадрами является первоочередным условием вывода его из кризиса.

Статистические данные свидетельствуют, что за последние 10 лет (с 1990 по 2000 гг.) численность населения, занятого в сельском хозяйстве сократилась на 14 % (с 9727 тыс. чел. до 8370 тыс. чел.). Причем, сокращение по работникам с высшим, неполным высшим и средним специальным образованием в указанный период не наблюдалось (их численность в эти годы колебалась в пределах 1.9-2.0 млн. чел.).

Следует отметить, что уменьшение численности населения, занятого в сельском хозяйстве — явление закономерное. Оно характерно для всех стран бывшего социалистического лагеря. К примеру, в сельскохозяйственных формированиях восточных земель ФРГ численность работников уменьшилась примерно в 5 раз. Так, управленческий персонал типичного по размерам для России сельскохозяйственного предприятия, площадью сельскохозяйственных угодий в 1.5-3 тыс. га, как правило, состоит лишь из 3-4 человек. Особенно это свойственно для предприятий, специализирующихся на производстве растениеводческой продукции, где в расчете на 200 га приходится всего 1 человек.

Сокращение управленческого персонала и других работников в сельском хозяйстве ФРГ в таких масштабах стало возможным благодаря не только современному техническому и технологическому переоснащению, но и сохранению в отрасли наиболее квалифицированных и добросовестных кадров. В России, к сожалению, ситуация совсем иная: село покидают лучшие кадры, а притока молодых работников практически нет. В результате, кадровая база сельской экономики интенсивно деградирует. Сегодня не только пьянство, но и наркомания стали обычным явлением среди селян трудоспособного возраста, в основном молодежи.

В связи с этим, перед наукой и практикой остро встает проблема поиска приемлемых, прежде всего, малозатратных путей обеспечения сельского хозяйства квалифицированными кадрами.

Как известно, Россия располагает широкой сетью высших и средних специальных учебных заведений по подготовке специалистов для сельского хозяйства. По данным МСХ РФ, ежегодно ими выпускается порядка 100 тыс. человек. Однако на работу в село из них идут не более 15-18 %. Да и то часть из них в последующем уходит в другие отрасли. В конечном итоге, по оценкам специалистов областных управлений сельского хозяйства и продовольствия, лишь 6-8 % выпускников ВУЗов и средних специальных учебных заведений системы АПК остается работать в селе (это менее, чем 0.3 чел. в расчете на одно сельхозпредприятие страны). Разумеется, в большинстве своем, не самых лучших. Село пока, по-прежнему, является крайне не престижным местом работы.

Таким образом, через систему образования нищее село обеспечивает кадровую подпитку более благополучных отраслей экономики.

Вместе с тем, опросы, проведенные в ряде сельских школ Рязанской и Орловской областей, показывают, что часть способных выпускников не может получить желанное высшее образование из-за отсутствия у родителей возможности оплачивать их обучение в ВУЗе. Результаты опроса говорят о том, что не менее 20 % из них согласились бы постоянно или на определенный срок работать в сельском хозяйстве при условии, если оплату их обучения, включая выплату стипендии, взяло на себя государство.

Известно, что в развитых странах, в частности в США, используются различные системы кредитования выпускников школ, желающих получить образование. Начав работать, они в течение оговоренного в соглашении времени выплачивают заимствованные ими средства. Ограничений по выбору места работы лица, получившие образование «в долг», не имеют.

В США успешно применяется также практика комплектования личного состава армии, основанная на материальном стимулировании, которой чаще всего пользуются малообеспеченные слои населения. Суть её заключается в том, что для военнослужащих в США предоставляются льготные условия получения образования. В частности, военным ведомством этой страны пропагандируется тезис: «послужи, и мы оплатим твое обучение».

Думается, учитывая остроту кризиса сельской экономики, для обеспечения села квалифицированными кадрами в России следовало бы использовать подобный опыт, несколько видоизменив его. Содержание предлагаемых мер, изложенных ниже в схематичной форме, сводится к следующему.

1. Выпускники школ, обладающие знаниями для успешного обучения в вузе, и готовые работать в сельском хозяйстве (при условии оплаты государством расходов на их учебу) после его окончания получают специальный сертификат. По его предъявлению он зачисляется в оговоренный в нем вуз. Таким образом, как и предполагает объявленная Министерством образования РФ реформа, финансирование сельскохозяйственных вузов этом случае будет идти опосредованно, т.е. через тех, кто обучается в них. Условия отбора претендентов следует разработать с учетом предложений руководителей и специалистов сельского хозяйства, представителей вузов, других заинтересованных сторон.

Между обладателем сертификата, с одной стороны, районным и областным управлениями сельского хозяйства, с другой (или иным органом власти), необходимо предусмотреть заключение договора со следующим условием: если первый не соблюдает свои обязательства, то обязан возместить затраченные на его обучение средства. В договоре также целесообразно оговорить срок, в течение которого данное лицо должно проработать в сельском хозяйстве (вероятно, он должен быть в пределах 5-10 лет). По истечению данного срока условия договора следует считать выполненными.

2. Закреплению кадров на селе, представляется, способствовало бы также освобождение от службы в армии при условии, если призывник отработает в сельском хозяйстве определенный срок. Сейчас в Правительстве РФ и Государственной Думе РФ рассматриваются различные законопроекты, касающиеся альтернативной службы. В них предусматривается освобождение от службы в армии по религиозным, пацифистским и иным мотивам. С учетом ситуации в сельской экономике, было бы вполне оправданным включение в этот перечень и работу в сельском хозяйстве. В данном случае выдача сертификатов на альтернативную службу следовало бы осуществлять по итогам годичного испытательного срока работы в сельском хозяйстве. Срок альтернативной службы, т.е. продолжительность обязательной работы в сельском хозяйстве, не должен превышать 3-5 лет. В противном случае, альтернативная «служба на селе» может оказаться недостаточно привлекательной.

Разумеется, предлагаемые меры носят чрезвычайный характер и должны восприниматься как временная мера, направленная на преодоление кризиса в сельском хозяйстве.