Государственное управление — решающий фактор развития АПК

Адуков Р. Х., доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом ГНУ ВНИЭТУСХ

Статья опубликована в тезисах доклада научно-практической конференции «Агропромышленный комплекс России в XXI веке: стратегия развития», состоявшейся 23-24 ноября 1999 года

Идеология проводимых в России преобразований предполагает отделение государства от экономики. Для обоснования этого основополагающего тезиса реформирования делаются ничем не обоснованные ссылки на зарубежный опыт. Имеются все основания полагать, что движущей силой указанной идеологии являются соображения, не имеющие ничего общего с интересами экономики страны. Убедительным доказательством тому служат изложенные ниже аргументы и результаты исследований, полученные нами на основе анализа экономики АПК России и других государств.

  1. Если бы ныне развитые страны в прошлом придерживались идеи минимизации роли государства в экономике, то они не достигли бы таких высоких социально-экономических результатов. Этого не позволили бы частные монополии. Процессы демократизации и прогресса экономики стали возможными именно благодаря активной роли государства.
  2. В странах с развитой сельской экономикой агропромышленному комплексу оказывается существенная государственная поддержка.
  3. Практикуемые в этих странах дотации и компенсации для отрасли нельзя рассматривать как обычную помощь. В сущности, они являются инструментом регулирования межотраслевых пропорций с учетом особенностей отрасли, соблюдение которых — общепризнанное условие эффективного функционирования экономики. Иначе экономическое равновесие нарушается, наступает кризис. Поэтому обеспечение межотраслевых пропорций — одна из важнейших функций государственного управления.
  4. Успех социально-экономических преобразований на селе определяется тем, насколько они отвечают интересам крестьян. Причем, отечественный и зарубежный опыт показывает, что каждая эффективная реформа начинает давать положительные результаты с первого года их осуществления. Тот факт, что реформы в российском АПК продолжаются 10 лет, а ситуация в отрасли лишь ухудшается однозначно свидетельствует о несоответствии государственного управления интересам крестьян и элементарным требованиям рынка.
  5. Цель государственного управления — формирование благоприятных условий хозяйствования для предприятий отрасли. Иначе говоря, роль государства в экономике сводится к тому, чтобы обеспечить взаимовыгодные отношения (правила игры) между ним и предприятиями отрасли. Если государство качественно выполняет эту функцию, то не менее 80 % предприятий отрасли работают эффективно. В России около 90 % сельхозпредприятий убыточны. Это говорит о том, что государственная политика направлена на разрушение АПК страны.
  6. Недостаточное развитие аграрной экономики — следствие того, что система государственного управления отраслью строится на административных, административно-репрессивных или репрессивно — экономических методах. Нынешняя реформа базируется именно на репрессивно — экономических методах. Кстати, последнее является свидетельством того, что экономические методы управления могут носить не только созидательный, но и разрушительный характер (при определенных параметрах).
  7. Свойственное рынку экономическое регулирование по своему инструментарию сложнее, чем административные методы. Из этого следует, что в рыночных условиях роль государства не снижается, как предполагает нынешняя реформа, а наоборот, повышается.

В целом, отмеченное позволяет заключить, что пусковой механизм развития экономики сосредоточен в системе государственного управления. Резервы хозяйственного управления имеют вторичную природу.

Таким образом, главное препятствие на пути развития АПК России — низкое качество государственного, а не хозяйственного управления.